УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ III-го КУРСА

КАЛУЖСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

 

 

I.

1. Нравственное богословие о цели земной человеческой жизни и о возможности достижения христианином спасения в Боге и блаженной небесной радости в Его Царстве.

2. Пути, средства и образ духовной жизни, содействующий этому: знание Бога, любовь к Нему, общение с Ним в подвиге правильной веры и исполнении заповедей Его (I,22-50).

3. Богопознание, приобщение к Богу может совершаться: 1) через рассмотрение видимого мира и внутренний нравственный естественный закон в душе человека; 2) через изучение Священного Писания, Церковного Предания, истории Христовой Церкви, житий и творений святых отцов и подвижников благочестия; 3) через личный духовный христианский опыт практического общения с Богом, согласно православному вероучению. (I,35-63; II,6-17).

 

II.

1. Взаимоотношение добра и зла в человеке и вне его - в процессе духовного христианского совершенствования и спасения в Боге. Состояние противоборства, его причины и результаты.

2. Значение духовного подвига в борьбе с проявлениями греха: 1) в сохранении себя от греховных помыслов, влечений и пристрастий; 2) в ограждении от соблазнов внешнего мира и искушений диавола (II, 571-597); 3) правильное отношение к душе и телу: предпочтение душе перед телом и подчинение последнего душе, интересам духовной жизни; 4) верное сотрудничество способностей и сил души - ума, сердца и воли в духовном делании (I, 135-191).

 

III.

1. Трудность борьбы с грехом и вхождения в жизнь вечную (Лк.13,24).

2. Грех как рабство человека ему (I, 192-199).

3. Греховные страсти, пристрастия и порочные навыки (I, 200-210), их гибельность и пути избавления от них.

4. Понятие о прелести, ее проявление и образ предохранения от нее (I, 226-234).

5. О состоянии одержимости бесовской, причины возникновения и возможном исцелении от нее (I, 218-225).

6. Искушения и бдительное отношение к ним христианина (I, 210-217).

7. Христианский взгляд на встречающиеся в жизни скорби и страдания (I, 391-425; III, 571-596). Примеры должного поведения святых угодников Божиих (II, 571-596; III, 230-241).

 

IV.

Христианское доброделание в духовно-нравственном совершенствовании человека, его важность и значение (III, 110-152; 176-201; 242-244).

Понятие о добродетели (III, 242-244).

Доступность доброделания.

Добродетели естественные и сверхъестественные, их отличие и превосходство сверхъестественных перед естественными (III, 242-260).

Добродетели внешние (телесные) и внутренние (духовные) (III, 256-257).

Трудничество практическое и созерцательное в монашестве (III, 135-153).

Значение и необходимость как внешнего, так и внутреннего доброделания. Их сочетание и соотношение в процессе духовного и нравственного совершенствования (III, 154-175; 188-191).

Примеры внешнего (III, 202-220) и внутреннего духовного доброделания (III, 154, 258).

 

V. Основные правила для доброделания.

1. Духовные труды, добрые дела должны совершаться христианином прежде всего ради Бога и спасения души (III, 179-180).

2. Успеха в доброделании можно достичь лишь при содействии Бога, Его благодатной помощи. (III, 180-181).

3. Благодать Святого Духа может призываться при доброделании прежде всего покаянным настроем и поведением (III, 187-188).

4. Чтобы преуспеть в доброделании, нужно перестать служить греху и страстным влечениям (III, 182-186).

5. Разумность и посильная соразмерность в объеме духовного труда доброделания. Понятие о царском пути в спасении (III, 192-202).

6. Постоянство, устойчивость в совершении добрых дел и последовательная постепенность в духовном возрастании (III, 154).

7. Церковное руковдство духовника.

8. Исполнение распорядка дня в духовном трудничестве (III, 155-168).

9. Не следует искать славы человеческой, не домогаться без нужды явных чудес и знамений (III, 186-187).

 

VI. Возрасты духовно-нравственного совершенствования.

1. Понятие о ступенях духовного возрастания в Боге. Их последовательность чередования и постепенность наступления по мере движения по лестнице добродетельного жития (III, 261-278).

2. Состояние души и образ благочестия в начале духовной жизни христианина, с момента вступления в Церковь Христову, через таинство святого Крещения (I, 235-256).

3. Состояние души и образ праведности подвизающихся христиан: 1) на 1-ой ступени духовного, так называемого юношеского, совершенства (I, 237-242; 253-256); 2) на средней ступени духовного совершенства (I, 248-249; 253-256); 3) на высшей ступени духовного возраста - состояние святости (I, 249-256; III, 263-278; IV, 230-252).

4. Спасительные действия благодати Святого Духа в христианском возрастании на различных ступенях духовного возраста подвизающихся.

5. Соотношение благодати Святого Духа со свободой воли человека в его доброделании.

6. Признаки и причины утраты человеком благодати Божией по вине человека, неверно подвизающегося (III, 279-295).

VII. Обозрение некоторых добродетелей, наиболее нужных для спасения души человека.

1. Христианская добродетель - покаяние.

а) Ее сущность и спасительность.

б) Действия покаяния: исповедь и исправление жития в лучшую сторону.

в) Совершители исповеди. Канонические опасные грехи.

г) Исповедь в Древней Церкви и в настоящее время.

д) Назначение епитимии, ее воспитательный смысл.

г) Что нужно, чтобы исповедь была действенной и приносила благоприятные плоды?

ж) Начало, середина и вершина покаянного подвига (III, 296-337).

2. Причащение Святых Христовых Таин: а) значение и благодатное действие таинства Причащения; б) образ приготовления к причащению; в) добродетели, содействующие приготовлению христианина к причащению; г) практика причащения в Церкви в прошлом и в настоящее время. Как часто следует причащаться? (III, 337-357).

3. Добродетель молитвенного делания.

а) Необходимость и полезность молитвы.

б) Трудность молитвенного подвига.

в) Необходимость в стяжании усердия в молитве.

г) Виды молитв: домашние и общественные.

д) Иисусова молитва.

е) Обрядовая сторона молитвы: крестное знамение, воздеяние рук, поклоны, коленопреклонение, падение ниц.

ж) Продолжительность молитвы - о непрестанной молитве.

з) О чем нужно молиться?

и) Условия действенности молитвы.

к) Бесовские козни и страсти, расстраивающие молитву.

л) Что в самом человеке способствует или мешает развитию правильной молитвы?

м) Что должен наблюдать за собой во время самой молитвы молящийся? (IV, 152-229).

 

Библиография с примечанием

А. В основу учебной программы положен материал из следующих богословских трудов и пособий, сноски на которые указаны в тексте учебной программы:

1-2. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия, в 2-х томах (I-й - II-й), издатис, Спб, 2000 г.

3-4. Епископ Варнава (Беляев) Основы искусства святости, т. 3-й и 4-й, изд.братства во имя св.блгв.кнлександра Невского, Н.Новгород, 1997-98 гг. (тома 1 и 2 могут также рекомендованы для использования).

Б. Кроме перечисленных книг, рекомендуются также еще другие богословские сочинения и источники для их употребления:

1). протоиерей Владислав Свешников. Очерки христианской этики, изд.Паломник, М.2000 г.

2) Епископ Петр (Екатериновский). Указание пути ко спасению (опыт аскетики), издСЛ, 1905, переиздано Московским подворьем Псково-Печерского Успенского монастыря, 1994 г. 400 стр.

3) Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению, М., 1996г., 694 стр.

4) Игумен Филарет. Конспект по нравственному богословию. Уфа, 1991 г., 112 стр.

5) Игумен Петр (Бирюков). Нравственное совершенствование христианина по заповедям блаженств Спасителя. Свспенский Жировицкий монастырь, 1996г. 192 стр.

6) Закон любви. Начала христианской нравственности. Извлечение из публикаций газеты Православная Русь, 1997 г., 64 стр.

7) Свтгнатий (Брянчанинов). О прелести, изд. Шпиль СПб, 1996 г., 136 стр.

8) Черты деятельного благочестия по учению свтцов Православной Церкви, изд. Галактика, 1996 г., 224 стр.

9) Прпил Сорский. О восьми главных страстях и о победе над ними, изд. МП Благо, 1997 г., 64 стр.

10) Игумен Валаамского монастыря Харитон. Умное делание, изд. МП Благо, 1996 г., 352 стр.

11) Игумен Марк. Злые духи и их влияние на людей, изд. Паломник, 1994 г., 192 стр.