Учебная программа по

Нравственному  Богословию

для III курса Санкт-Петербургской

Духовной Академии

 

Задача курса

Осведомление студентов с основной проблематикой предмета.

Продолжительность курса

Один год на III курсе. Четыре часа в неделю.

Тематика занятий

Религия и нравственность.

Закон и Благодать.

Покрывало на сердце и жизнь в духе.

Рабство закона и благодать свободы.

Закон, как заповедь человеческая.

Общая норма закона и конкретное творчество веры.

Понятие Закона в Евангелии и в Посланиях.

Принцип закона у евреев, греков и римлян.

Идея естественного закона. Закон как принцип морали и права.

Закон как осуждение. Бессилие закона.

Дух иррационального противоборства.

Подсознание и плоть.

Эрос и сублимации.

Сублимация в христианской аскетике.

Сублимация и воображение.

Воображение как творческая сила духа. Современная психология.

Иллюзия и правда в воображении.

Образ святости, как предел сублимации.

Проблема новой этики и преодоление эстетизма и морализма.

Образ и реальная личность.

Воображение и прелесть.

Образ неизобразимого.

Новейшая теория внушения и религиозное внушение.

Внушение, свобода и творчество.

Противоборство плоти и противоборство духа. Свобода как корень сатанинского зла

и свобода как Богоподобие. Божественный зов обращенный к свободе.

Этика благодати, как этика свободы. Проблема свободы в современной философии. (Шелер и Гартман).

Две свободы: негативная и позитивная, свобода в произволе и свобода в добре.

Проблема "Великого инквизитора" Ф.М.Достоевского. Авторитаризм и распятая Правда.

Антиномия свободы и необходимости (И. Кант). , свободы и долженствования (Н. Гартман).

Решение антиномии Н.Гармана. Различение реальной и идеальной детерминации.

Наивный телеологизм томизма и позитивное значение произвола (Фома Аквинат и Дунс Скотт).

Сублимация свободы, как решение ее антиномизма.

Трагизм, как диалектика свободы. Низшая и высшая форма трагизма.

Христианское разрешение трагизма свободы.

Взаимодействие двух моментов сублимации. Сознательная воля и подсознательные влечения.

Брак в древне-Римской империи и Ветхом Завете.

Брак в Новом Завете.

Понятие о поле.

Влияние сексуальности на различие личности.

Зависимость антропологии от культуры в вопросах пола.

Проблема регулирования деторождения. Вопросы внутрисемейной жизни.

Развод.

 

Формы работы: Лекции

Формы аттестации: Зачет после первого семестра, экзамен в конце года