Новосибирская епархия Русской Православной Церкви

Новосибирский Свято-Макарьевский Православный Богословский институт

Кафедра Церковного Богословия

 

Программа учебной дисциплины

Аскетика

для III курса пастырского и катехизаторского факультетов НСМПБИ

 

Составитель: диакон Александр Егоров

Новосибирск 1999

____________________________________________________________________________________________________________________

 

Задачей курса «Аскетика» (Нравственное Богословие) является всестороннее изучение человека как носителя трех начал – природного, разумного и Божественного; рассмотрение его мировоззрения и процессов, происходящих в его внутреннем мире, а также взаимосвязь его мировоззрения и реальной жизни. Наука изучает факторы, влияющие на нравственный выбор человека, его ценностную ориентацию, а так же реализацию смысла существования. Цель науки – правильно организовать пастырскую деятельность в условиях новой ситуации в мире.

Современный курс Аскетики должен опираться на учение отцов церкви, как древних, так и новых, и в первую очередь на труды наших русских святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова. Именно на этом твердом основании и следует строить систему нашей науки. При этом следует широко использовать разработки тех или иных вопросов нравственности, сделанные в XIX–XX веках русскими моралистами и богословами: Н.О. Лосским, И.А. Ильиным, Б.П. Вышеславцевым, В.Н. Лосским и др. Касаясь значения предмета, прежде всего, следует отметить, что богословские разработки многих вопросов, рассматриваемых в семинарском курсе Аскетики, могут оказать реальную практическую помощь будущим священникам в их пастырском служении. Во-первых, знакомясь с курсом Нравственного богословия как учением о духовной жизни человека, будущие пастыри получают необходимый материал для духовного руководства церковной общиной. Во-вторых, курс Нравственного богословия содержит незаменимый материал для миссионерской деятельности священника, для преподавания основ христианской этики в светских учебных заведениях и в воскресной школе.

Таким образом, Аскетика (Нравственное богословие) – учебная дисциплина, излагающая в систематическом порядке понятия об основных намерениях этики в их библейском и богословском освящении и раскрытии. Это система христианской этики, или христианское учение о морали.

 

 


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 

Тема 1. Наука Нравственное богословие

Предмет Аскетика (Нравственное богословие) как дисциплина. Место Нравственного богословия в системе богословского образования. Необходимость изучения предмета. Место науки в пастырской деятельности. Понятие о предмете. Содержание и значение предмета. Задачи курса. Источники науки. История науки, периодизация науки. Школы развития науки: Российская, Афинская, Констанопольская, Фессалоникийская.

 

Тема 2. Личность

Личность в науке Нравственное богословие. Догматическое учение Церкви о личности. Своеобразие, неповторимость, ценность и достоинство личности. Онтологическая функция нравственного начала и три сферы бытия. Понимание формирования личности в сфере природного существования. Социально-культурная среда, как сфера формирования личности. Нравственный идеал Богочеловека, стяжание благодати Божией в Церкви и формирование нравственной личности в области религиозной церковной жизни.

 

Тема 3. Мировоззрение ребенка и развитие личности

Процесс формирования личности в начальный период. Переход от натуральной жизни к культурной. Раскрытие сути вещей и предметов в их функциональном значении. Особенности памяти человека в первые годы жизни. Переломные моменты жизни человека. Возрастные периоды развития личности. Церковное и домашнее религиозное воспитание – как путь формирования религиозного сознания ребенка. Понятия самоактуализации и озабоченности. Примеры и характерные черты. Стадии развития личности: молодость, средний возраст, периоды жизни после 50-ти и 60-ти лет.

 

Тема 4. Естественный нравственный закон

Реальность ЕНЗ. Понятие о ЕНЗ. ЕНЗ и общечеловеческий нравственный опыт. Понятие о ЕНЗ в учении св. апостола Павла (Рим. 2, 14-15). Основная мысль учения апостола Павла. Учение святых отцов о ЕНЗ. ЕНЗ и православная этика. Евангелие и ЕНЗ, недостаточность последнего

 

Тема 5. Теории нравственной санкции. Автономная этика

Происхождение и основные положения психологической теории нравственной санкции. Происхождение, основные положения и недостаток социально-апробативной теории нравственной санкции. Происхождение, основные положения и ценность теологической теории нравственной санкции. Понятие об автономии. Автономия по Канту. Категорический императив Канта. Недостатки в учении Канта.

 

Тема 6. Эмоции, влечения и потребности

Возникновение и место эмоций в структуре личности. Виды эмоций. Подразделения эмоций по глубине, устойчивости, продолжительности и переживаемости. Функции эмоций. Роль эмоций в жизни. Христианский взгляд на эмоции. Влечение – как первичный этап в развитии потребности. Понятие влечения. Возникновение характер и контролируемость влечений. Характер влечения. Реализация влечения. Конфликт влечений и контроль разума. Потребность – как стремление личности к переживанию блага. Постоянное стремление к преодолению дискомфортного состояния. Категории потребностей и их роль в развитии личности. Понятие об Аффилиативной потребности.

 

Тема 7. Нравственное сознание. Формы нравственного сознания.

Стыд как форма нравственного сознания.

Нравственное сознание в структуре личности. Природа нравственного сознания. Функция нравственного сознания. Место и роль нравственного сознания в структуре личностного бытия. Формы нравственного сознания. Стыд, как форма нравственного сознания. Смысл и значение стыда в развитии личности. Переживание стыда и осознание вины. Соотношения стыда, вины и смущения. Понятие об экзистенциальной исключительности. Библейское понимание стыда.

 

Тема 8. Совесть как форма нравственного сознания.

Очевидность реальности совести. Совесть в Священном Писании, в Священном Предании, в святоотеческих творениях и народной мудрости. Термин «совесть». Функционирование совести. Участие ума, чувств и воли в процессе функционировании совести. Функции совести. Состояния совести. Негативное влияние функций совести на качественное состояние совести. Воспитание совести. Христианское воспитание совести и значение христианского воспитания совести.

 

Тема 9. Долг как форма нравственного сознания.

Понятие термина «долг». Термин «деонтология» Возникновение и формирование понятия долга в опыте повседневной жизни. Связь понятия долга с понятиями достоинства и блага. Понятие о долге в Священном Писании. Долг как осознание нравственной необходимости. Механизм соответствия. Практическая деонтология Запада и Православная этика.

 

Тема 10. Обязанность как форма нравственного сознания.
Ответственность как форма нравственного сознания.

Осознание необходимости выполнения нравственных требований. Структурные компоненты содержания обязанности. Понятие «коллизия». Причины возникновения коллизий и необходимость правильной нравственной ориентации для устранения коллизий. Определение нравственной ответственности. Нравственное доверие и ответственность. Глубина нравственной ответственности. Формирование сознания нравственной ответственности. Следствие отсутствия личной ответственности. Ответственное отношение к своей жизни и личная эсхатологическая ответственность.

 

Тема 11. Воздаяние как форма нравственного сознания.

Понятие о воздаянии в Священном Писании. Представление человека о воздаянии. Воздаяние в Ветхом и Новом Заветах. Временное наказание. Награда и воздаяние в Новом Завете. Онтологический принцип воздаяния. Формирование сознания воздаяния в детском возрасте. Воздаяние и личное оправдание перед Богом. Православное понимание оправдания во Христе.

 

Тема 12. Свобода.

Свобода нравственного определения. Тема свободы в учении Церкви. Понятие «свобода». Свобода и самоопределение человека. Виды нравственной свободы: идеальная свобода, реальная свобода, формальна свобода. Эмпирическая и трансцендентальная свобода. Борьба мотивов. Индивидуальность и ипостась. Детерминизм и индетерминизм. Свобода самоопределения и феноменология зла. Аспекты бытия: ноуменальный и феноменальный.

 

Тема 13. Грех.

Потеря духовной свободы и грех. Понятие греха в Священном Писании. Грех – ошибка в духовном самоопределении человека. Причины греха. Развитие страстного помысла и грех. Прилог, осмысление, сочувствие, развитие желания, пленение. Последствия греха. Грех и феноменология отчуждения личности. Свобода человека и Воля Божья. Нравственно-богословский аспект свободы Богочеловека.

 

 

 

 

 

 

 


Библиография:

1.    Архимандрит Платон (Игумнов). Православно-нравственное богословие. ТСЛ., 1996.

2.    Прот. В. Свешников Очерки христианской этики. М., "Паломник", 2000.

3.    Андреев И.М., проф. Православно-христианское нравственное богословие. Джорданвилль, 1966.

4.    Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988.

5.    Бронзов А.А., проф. Нравственное богословие в России в течение XIX столетии. СПб., 1901.

6.    Бердяев Н.А. Философия свободы. Самопознание. М., 1991.

7.    Еп. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1900.

8.    Еп. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1995.

9.    Иг. Филарет. Конспект по нравственному богословию. М.

10.    Ктитарев Я.К. Вопросы религии и морали в русской художественной литературе. 1909.

11.    Прот. Н. Стреллецкий. Опыт нравственного православного богословия. Харьков, 1914.

12.    Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

13.    Проф. Зеньковский В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

14.    Леонтьев А.Н. Формирование личности. Психология личности. М., 1982.

15.    Аристотель. Этика. СПб., 1907.

 


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

ПО ПРЕДМЕТУ «НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ»

БИЛЕТ 1.

Личность. Продукты формирования личности. Происхождение и развитие личности ребенка. Стадии развития личности от отрочества и до смерти.

БИЛЕТ 2.

Естественный нравственный закон. Основа ЕНЗ в послании ап. Павла к римлянам. Теория нравственной санкции. Автономная этика Канта и ее отношение к православной этике и ЕНЗ.

БИЛЕТ 3.

Эмоции. Происхождение эмоций и их значение в личности. Виды эмоций. Функции эмоций. Христианский взгляд на эмоции. Роль эмоций в нравственной жизни христианина.

БИЛЕТ 4.

Влечения и потребности. Определение, природа, возникновение этих чувств. Деление влечений по характеру. Категории потребностей.

БИЛЕТ 5.

Пути и способы удовлетворения потребностей. Аффилиативная потребность. Формирование потребностей.

БИЛЕТ 6.

Нравственное сознание. Состав, содержание и задачи. Функции нравственного сознания. Стыд как форма нравственного сознания.

БИЛЕТ 7.

Стыд как форма нравственного сознания. Причины стыда. Понятие об экзистенциальной исключительности. Методы воспитания в человеке христианского отношения к стыду.

БИЛЕТ 8.

Долг как форма нравственного сознания. Долг в Священном Писании. Долг как осознание нравственной необходимости. Практическая деонтология Запада и православная нравственная этика.

БИЛЕТ 9.

Обязанность как форма нравственного сознания. Компоненты обязанностей. Принципиальные различия долга и обязанностей. Понятие «КОЛЛИЗИЯ».

БИЛЕТ 10.

Совесть как форма нравственного сознания. Понятие совести. Совесть в Священном Писании. Функционирование совести. Функции совести. Состояния совести.

БИЛЕТ 11.

Ответственность как форма нравственного сознания. Состава ответственности. Ответственность и проблема нравственной виновности. Значение ответственности.

БИЛЕТ 12.

Воздаяние как форма нравственного сознания. Понятие воздаяния в Священном Писании. Онтологический принцип воздаяния. Воздаяние в личной жизни.

БИЛЕТ 13.

Свобода нравственного определения. Свобода. Свобода физическая и нравственная. Свобода духовная. Понятие, виды, определения. Самоопределение человека в материально-духовном плане. «индивидуальность» и «ипостась».

БИЛЕТ 14.

Понятие «Нравственная свобода». Виды и определения.

Механизм борьбы мотивов. Детерминизм и индетерминизм. Свобода самоопределения и феноменология зла.

БИЛЕТ 15.

Понятие «Грех». Взгляды на грех в Священном Писании. Причины греха. Помыслы. Происхождение, развитие и последствия греха. Преодоление греха.

БИЛЕТ 16.

Свобода человека и воля Божья. Нравственно- богословский аспект свободы Богочеловека. Предопределение Божие и нравственная свобода личности.

БИЛЕТ 17.

Достоинство и назначение человека. Аспекты ценностной ориентации личности. Понятия «чести» и «честности».

БИЛЕТ 18.

Место добродетелей в системе нравственных ценностей. Добродетель в христианстве и античности. Порок. Порочность личности. Преодоление порока. Самоотчет и мировоззренческая ориентация личности.