Соотношение свободы человека

и Промысла Божия  по учению святого Иоанна Дамаскина.

Доклад студента IV курса   Томской

Духовной Семинарии  Антимийчук Романа

_________________________________________

 

Вопрос о соотношении свободы человека и Божьего Промысла занимает умы людей ещё с первых веков христианства. Трудно человеческим умом определить, где начинается свобода личности, к каким последствиям она может привести и где начинается действие Благодати Божией. Почему добрые, благочестивые люди страдают и бедствуют, а грешные благоденствуют? Почему Бог допускает различные катастрофы? Что человек может исправить в мире и в своей душе самостоятельно? Обозначенные вопросы и многие другие, подобные им, вызывают интерес и в современном мире.

Православная Церковь, опираясь на Священное Писание, учение Святых Отцов и опыт богопознания подвижников, имеет четкое объяснение на многие из этих вопросов. Данный доклад имеет целью раскрыть учение преп. Иоанна Дамаскина о свободе личности и Промысле Божьем, на котором, и построено православное понимание вопроса.

Итак, что же такое свобода? Свобода - это свойство, характеристика личности. Православная антропология различает в человеке 2 свободы: физическую (формальную), как способность направлять свою волю, деятельность, выбирать тот или иной путь, отдавать предпочтение тому или другому; определяет свободу личности как способность самоопределяться по отношению к желаниям естества, то  есть выбирать одни желания, а другие отвергать. Сама по себе формальная свобода является естественной и необходимой, но в то же время это признак несовершенства, так как она связана с незнанием, сомнением. Бог является совершенно свободным Существом, потому Он всегда такой, каким желает быть, всегда действует таким образом, каким хочет. Ничто Ему не препятствует, он имеет нравственную, духовную свободу. Именно к последней мы должны стремиться. Путь к совершенной свободе лежит через освобождение от власти греха над нашими душами и соединение с Богом. Где Дух Господень, там свобода - говорит апостол Павел (2 Кор. 3;17). Святой Иоанн Дамаскин рассматривает вопрос о формальной свободе. Рассуждая на эту тему, он выделяет 3 аспекта:1. свобода человека причина межличностных отношений, отношений к Богу, миру, 2. свобода личности имеет свои границы, 3. человек сотворен Богом уже со свободной волей. 

1. Иоанн рассматривает различные доводы о причине происходящего, которой может быть Бог, необходимость, природа, случай. Но Божье дело, - пишет святой, существование вещей, необходимости же движение того, что всегда существуетдело же природы рождение, уничтожение, растения и животные.[1]Далее он подводит итог, спрашивая нас: что из этого может быть причиной, если не сам человек? Он виновник и начало действия, потому что одарен свободой решений; нельзя же приписать проступков и злодеяний Богу, природе, судьбе! И если человек не властен над своими поступками, то для чего тогда дано ему право выбора это прекраснейшее и драгоценнейшее[2] из всех свойств человека.

2. Подробно рассматривает границы свободы человека. В нашей власти находится всё то, что касается души.[3]  Личность свободна: а) делать или не делать что либо (добровольное согласие), б) совершать добрые или злые поступки, за которые следует похвала либо порицание Источником  выбора является наш ум, он отвечает за наши действия. Однако, пишет Дамаскин, наши действия часто могут не допускаться Промыслом Божьим.

3. При рождении вместе с разумом мы получаем от Бога свободную волю. Разум же святой разделяет на 2 составляющии: а) созерцательную способность ум и б) способность действовать разум. Созерцательная способность рассматривает сущее в том виде, какое оно есть, и часто называется мудростью. Способность действовать же устанавливает правильный смысл совершаемых поступков, и называется благоразумием. Поэтому человек, рассмотрев все возможные варианты, выбирает самый лучший из них.

Дамаскин указывает и на различие разумных и неразумных существ. Неразумные существа это животные и неодушевленные предметы, которые не наделены свободой; они подчиняются инстинкту. Человек же, обладая свободой и независимостью, скорее сам подчиняет природу себе, нежели подчиняется ей. Человек может подавить в себе какое либо желание, либо принять его. Именно за это он и получает оценку как хорошей или плохой личности. За выбор между добром и злом он получает воздаяние на суде Божьем.

Промысл Божий это попечение Бога о существующем, это целесообразное управление миром. Промысл неведом и непостижим людьми. Наши же помыслы, действия, наше будущее напротив известны только Ему. Это касается того, что не находится в нашей власти, всё остальное принадлежит свободной воле человека.

Далее Иоанн пишет, что если праведный страдает, то Бог попускает это для того, чтобы показать его добродетель (как Иова), или вознести славу другого (как слепорожденный для славы Христа). Через какое нибудь странное или из ряда вон выходящее событие Бог может совершить что то значимое и важное (через крест спасение людей). Бог помогает тем, кто стремится делать добро, и наоборот покидает того, кто стремится к греху. Человек может быть покинут Богом в целях Домостроительства для исправления и спасения, для возбуждения к ревности о вере[4] и совершенно тогда, когда человек остаётся нечувствительным к голосу Божию, неизлечимым от греха (тогда обрекается на вечную погибель, как Иуда). Однако не следует думать, что Бог жесток и хочет отомстить нам за грехи. Нет, Он хочет, чтобы мы все стали участниками Его Царства. Но как правосудный, Он наказывает грешников.

Подводя итог сказанному, преподобный говорит, что Господь благоволит о спасении всех людей, а наша свобода и воля должны сопутствовать этому. Наши добрые дела одобряются и поощряются Богом, от злых дел Он отворачивается, но оставляет право выбора за самим человеком. И поэтому, получив свободу личности, человек становится сам господином и владыкой своего спасения, сам выбирает путь, по которому ему идти, либо в жизнь вечную, либо в вечное осуждение. 

 

Томск 2006 г.                                                                           

                                                       



[1] Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры, стр. 177

[2] Там же, стр. 179

[3] Там же, стр. 179

[4] И. Дамаскин Точное изложение стр. 186