Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова

 

Перевод с английского Братство Преподобного Германа Аляскинского Платина, Калифорния

 

Слова добрые

 

Дневниковые записи

1908 1915 годов

 

 

"Слова добрые " это дневниковые записи Государыни, сделанные в период с 1908 по 1915 год (ГАРФ, ф. 640, on. I, д. 317). Это выборка из одной из глав будущей книги наше­го издательства книги писем и дневниковых записей Александры Феодоровны. Две главы из той будущей книги уже вышли отдельными изданиями: "О браке и семейной жизни " и "Сад сердца ".

Ценность всех этих дневниковых записей представля­ется в том, что святая Царица сама в них свидетель­ствует о себе. Они не есть исследования и мнения неких авторов благо- или зложелательных, патриотов или космополитов, верных Христу или неверных. Одни из них нечаянно и невольно могут отклоняться от правды, другие намеренно искажают ее. Записи эти не предназначались к публикации, но волей Божией становятся известными миру.

В этих записях, как в писавшихся исключительно для себя, нет строгого порядка. Что написано от своих раз­мышлений, а что выписано от других и выписано ли дос­ловно или в собственном понимании, не всегда можно знать. Государыня упоминает имена Дж.Р. Миллера, Т.А. Кемписа, Кольриджа, Ларошфуко, Раскина, Вордсворта, Лонгфелло, Т. Рузвельта, Теннисона, Гераклита, Рихтера, М.Б. Карпентера и других. Но не смутят нас неправославные имена. Как сказал иерей Артемий Владимиров в предисло­вии к книге "О браке и семейной жизни ": "Для нас всего важнее то, что Александра Феодоровна, читая книги, вы­писывает из них наиболее созвучное ее собственному опы­ту. Очевидно, под ее руками лежали различные сочинения и по жанру, и по содержанию. Философские размышления, этика супружества, поэзия, духовные изречения все со­ставляло пищу для ее богомыслия. Думаем, что далеко не каждый из изучаемых ею авторов был православным, но душа Царицы, умевшей любить "так искренно, так не­жно", с христианской мудростью и рассудительностью извлекала перлы нравственных сентенций и максим, более всего говоривших ее женскому сердцу". Записи эти свиде­тельствуют о чистоте ее души, ставшей достойной пред Богом приятия мученичества за имя Христово.


 

Христианство, как небесная любовь, возвышает душу человека. Я счастлива: чем меньше надежды, тем силь­нее вера. Бог знает, что для нас лучше, а мы нет. В по­стоянном смирении я начинаю находить источник по­стоянной силы. "Ежедневное умирание это тропа к ежедневной жизни".

***

Чем ближе душа приближается к Божественному и Вечному Источнику Любви, тем полнее раскрываются обязательства священной человеческой любви, и тем острее укоры совести за пренебрежение к малейшим из них.

***

Основа благородного характера абсолютная ис­кренность.

***

Влияние хороших женщин это самая великая сила после милости Божией, которая формирует хороших мужчин.

***

Венец любви тишина.

***

Любящее сердце самое необходимое для нас.

***

Пока любишь, прощаешь.

***

Быть неправильно понятым даже теми, кого любишь, это крест и горечь жизни... Это самое жестокое испы­тание для преданности. Это то, что должно было чаще всего ранить сердце Сына Человеческого... Увы! Никог­да не отступать, никогда не проявлять холодность, быть терпеливым, сочувствовать, выказывать нежность. Ис­кать распускающийся цветок и раскрывающееся серд­це... Всегда надеяться, как и Бог. Всегда любить это долг.

***

Любовь не вырастает, не становится великой и со­вершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.

***

Жизнь ничто, если мы не знаем Его, благодаря Кому живем.

***

Истинная вера проявляется во всем нашем поведе­нии. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.

***

Пережив горе, знаешь, как сочувствовать другим.

***

Быть великим значит быть счастливым, это одно из ошибочных мнений, которого придерживалась почти во все времена большая часть человечества. Быть доб­рым значит быть счастливым, вот тайна, доступная тем немногим мудрым и добродетельным, которые яв­ляются украшением не только сами о себе, но и укра­шением ближних и Отечества.

***

Мы всегда должны думать не о своих личных делах и удобствах, а о пользе ближним, которую можем принести.

***

Искреннее сознание своего недостоинства делает исполнение каждого благословения великим и бесцен­ным.

***

Ближе к Богу мы бываем, когда считаем себя самы­ми недостойными. И приятнее всего для Него мы тогда, когда смиряемся и раскаиваемся до пыли и пепла.

***

Когда неожиданно надвигаются тучи и небо над нами темнеет, будем с радостью ожидать от него благословен­ного ливня; а когда он пройдет, тучи рассеются, и солн­це засияет ярче, чем прежде.

***

Никогда так не почувствуешь страдания других лю­дей и не утешишь их, чем когда разум твой охвачен и смягчен собственным горем.

***

Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.

***

Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.

***

Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов.

***

Мы должны крепиться и молить Бога, чтобы Он да­ровал нам терпение вынести все, что Он нам ниспош­лет. Искушения, попущенные мудрым и любящим От­цом, предшествуют Его милостям.

***

Братская доброта и милосердие обычно проявляют­ся в мелочах. Маленькие знаки внимания, пустяки, но постоянное самоотречение; коротенький разговор о же­ланиях и настроениях других; деликатный, не показной уход от всего, что может причинить боль это те мело­чи, которые создают мир и любовь и которые гораздо больше внешней вежливости.

***

Сколько возможностей сделать хорошее мы упуска­ем, даже не сознавая ценности того, что упустили!

***

Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недо­статках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят дру­гие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благо­дарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит.

***

Тот, кто хочет зажечь сердца других людей любовью ко Христу, должен сам пылать этой любовью.

***

Занимаясь благотворительностью, важно не потонуть в самоуважении.

***

Слова, сказанные от сердца, найдут другое сердце, сопровождаемые святым сочувствием.

***

Чем больше осознание собственного недостоинства, тем больше даров может быть воспринято.

 

Если все хорошо внутри,

То ничто не повредит снаружи

***

Воспоминание о прошлых милостях поддержит веру в Бога в испытаниях грядущих.

***

Смелей в тяжелый путь пускайся, брат,

Он приведет туда, где горя не бывает,

Но легкого, без бедствий и утрат,

Никто еще пути туда не знает.

***

      Смирение это такое важное состояние души, без которого трудно сделать свою жизнь разумной и благочестной. Невозможно видеть без глаз и жить без дыхания, но еще менее возможна христианская жизнь без смире­ния.

***

     Во всех испытаниях ищи терпения, а не избавления; если ты его заслуживаешь, оно скоро к тебе придет.

***

Невзгоды это то время, когда нужно поддержать ближнего.

***

Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя.

***

Каждое искушение имеет свои смысл и цель и дается нам неспроста.

***

Потщиться сделать счастливыми своих ближних это путь и к собственному счастью.

***

     Вуаль, которая закрывает от наших глаз события последующих лет, соткана милосердной рукой.

***

 Религиозное воспитание самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку; наследство никогда не заменит это никаким богатством.

***

Как сладки слова Правды, несомые дыханием любви.

***

Да будут любовь, мир и

Благословения вечные

Венцом твоего расцвета.

О, мой друг!

Если терния предварят

Твой расцвет

То неужели у меня не должно быть также?

***

Я пишу тебе, потому что любое выражение челове­ческого сочувствия приносит небольшое облегчение, хотя бы напоминает таким, как ты, что мы в мире не одино­ки. Я знаю, что ничто не может возместить тебе твою потерю. Но ты можешь найти любовь на земле вокруг себя. Эта любовь не умерла. Ты можешь найти любовь и в другом мире. Почему те, кто покинул нас, если они сейчас с Богом, не могут не быть ближе к нам, молясь за нас на небесах, и помогают нам, и ведут тем путем, в котором мы нуждаемся. Да, не бойся верить, что тот, которого ты любила, все еще рядом с тобой, и ты с ним рядом, и вы оба близки Богу, Который, распявшись на Кресте, отдал за вас Свою жизнь. Это все, что я могу сказать. Но верить в это большое утешение.

***

      Верь, что те, кто нас покинул, ближе к нам, чем ког­да бы то ни было, и если, в чем нет сомнений, они дей­ствительно скорбят о наших невзгодах и неправильных поступках, их скорбь не напрасна. Их сочувствие это обещание помощи в окончательном избавлении от горя тех, на кого они взирают с любовью.

***

Учись ради любви к Богу расставаться даже с близ­ким и дорогим тебе человеком.

***

Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи день, а после бури тишина.

***

Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди.

***

Такие чувства у людей бывают,

В которых к небесам они взывают.

И увлажняет их тогда глаза

Свободная от чувств земных слеза.

Она такою чистотой блистает,

Лик ангела она не запятнает.

***

Вы знаете ль, какою силой

Цветочек обладает милый?

***

Были ли эти маленькие цветы рождены,

Сознавая и половину красоты своей?

***

Есть много людей, в которых Богом заложена жажда совершенства, которые не удовлетворены собой, стыдятся себя, терзаются желаниями, которые не в силах удов­летворить, инстинктами, которые не могут осознать, силами, которые не могут применить, обязанностями, которые не могут выполнить, смятением, которое не могут никому высказать, кто рад бы был любому изме­нению, которое сделало бы их благороднее, чище, спра­ведливее, более любящими, более чистосердечными и разумными, и, когда они думают о смерти, их мысль можно выразить словами поэта:

***

К жизни, не к смерти я устремляюсь,

Ярче, полнее жить собираюсь,

Малостью не удовлетворяюсь.

***

Этим людям можно повторить слова Господа: "дерзай, " (Мф. 9, 2). Бог щедро одаривает людей. Если есть жажда Божественного, она несомненно будет удовлет­ворена. Если вы стремитесь стать лучше, так и будет. Только верьте своим лучшим чувствам, не старайтесь заглушить в себе эту жажду святого, боритесь, несмотря на ошибки, промахи, даже прегрешения. За каждого, за кого Бог с вас спросит, даже когда Он прощает, продол­жайте борьбу, несмотря на все разочарования. Да благо­словенны будут те, кто жаждет правды! Нам было сказа­но: И Духъ и невеста глаголютъ: прииди! И слышай да глаголетъ: прииди! И жаждай да приидетъ, и хотяй да прииметъ воду животную туне (Ап.22,17).

***

Подобаше бо Ему, Егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу многи сыны во славу, начальника ради спасения ихъ страданьми совершити (Евр.2, 10).

***

Да оузрятъ нишие и возвеселятся: взышите Бога, и жива будет душа ваша (Пс.68, 33)

***

      Будь мужественным это главное.

***

      Слова добрые всегда соединяют.

***

Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, толь­ко продолжай идти.

***

Делай что-нибудь, ради чего стоит жить и за что сто­ит умереть; пусть в делах твоих будет виден и ум, и сер­дце, и душа.

***

Из-за постоянных хлопот и забот мы не раскрываем и половину хорошего, что есть в нас.

***

       К святости ведет такой ясный путь!

***

       Неси с радостью свой крест: тебе его дал Господь.

***

Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нра­виться, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.

***

Пока жив, можешь употребить жизнь на помощь ближнему. Жизнь прекрасное дело.

***

Душа, открытая более другого духовному, лучше зна­ющая Бога, больше боится ошибиться пред Ним, боль­ше трепещет в памяти о Страшном Суде.

***

Настоящая добродетель это без свидетелей посту­пать так, как обычно поступают перед глазами мира.

***

Нам нужно искать своего спасения в том положе­нии, в какое поместило нас Провидение, а не строить воздушные замки, воображая, как добродетельны мы были бы в каком-то другом положении. И потом, нам надо по-настоящему верить в Бога даже в малом. Боль­шинство людей проводят жизнь, охая и сокрушаясь по поводу своих привычек, рассуждая о том, что их надо изменить, составляя правила своей жизни в будущем, которого они ждут, но которого, быть может, будут ли­шены, и таким образом теряют время, которое следова­ло бы тратить на добрые дела на пути к своему спасе­нию. К спасению нужно стремиться каждый день, и каждый час. Нет времени, лучшего для того, которое Господь в своей милости дает нам сейчас, а что прине­сет нам завтрашний день, мы не знаем. Спасение дости­гается не одним нашим мечтанием, а усердным приле­жанием. Постоянное трезвение угодно Богу.

Даже мелочи становятся великими, когда они о воле Божией. Они малы сами по себе, но тотчас же делаются великими, когда исполняются ради Него, когда ведут к Нему и помогают навечно с Ним соединиться. Вспом­ните, как Он сказал: Верный въ мале, и во мнозе веренъ есть, и неправедный в мале, и во мнозе неправеденъ есть (Лк. 16, 10).

Душа, которая искренне стремится к Богу, никогда не смотрит, большое это дело или малое; достаточно знать, что Он, для Кого это делается, безгранично ве­лик, что все создания Его должны быть полностью Ему преданы, а достигнуть этого можно, только выполняя Его волю...

Страдать, но не терять мужество вот в чем вели­чие... Куда бы ни вел нас Бог, везде мы Его найдем, и в самом изматывающем деле, и в самом спокойном раз­мышлении...

То, что нас угнетает и ранит нашу гордость, больше приносит пользы, чем то, что волнует и вдохновляет.

***

Как незначительна была бы смерть,

Когда бы лишена она была

Страданий и борьбы, и отреченья.

***

Часы, что провела, родной, с тобою,

Как жемчугов бесценный ряд,

Жемчужины считаю те порою,

И каждая ласкает взгляд.

И каждая дарует утешенье,

Когда одна сижу,

А после этого общенья

На крест гляжу.

Воспоминанья радуют и мучат,

О том, что было, трудно вспоминать,

Те жемчуга меня приучат

Крест целовать.

***

Пусть, вечным светом озарен,

Рассеет тучи небосклон,

Морщин усталого лица

Коснется нежно длань Творца.

Мир воцарится в доме том,

Где помнят с верою о Нем.

***

Когда придет прощанья час и страх

пред неизбежным,

В душе твоей поселится печаль и боль,

Твою сожму я руку, прошепчу я нежно:

"Христос с тобой".

Когда от счастья сердце чаще бьется,

И благ всех льется дождь златой,

То с губ моих опять сорвется:

"Христос с тобой".

Коль твой источник радости и веры

Иссякнет, вновь скажу тебе, друг мой,

Чтобы не так ты чувствовал потерю:

"Христос с тобой".

О друг, с любовию и верой в Бога,

Смиренно крест неси до смерти свой,

И повторяй все время и помногу:

"Христос со мной ".

***

      На ошибках людей учатся следующие поколения.

***

Неверующий и неверный, не внемлющий небесному зову не удостоится бессмертия.

***

Доверяй своему сердцу, особенно, когда это доверие в добром, слушай его.

***

      Живущий возрастающий; святой возросший.

***

Природа Бога Дух. Имя Бога Любовь. Отноше­ния Бога и человека это отношения Отца и сына.

***

Бог вечно от отчаянья нас лечит,

Он так велик, повсюду ты

Его поддержку можешь отыскать,

И мощь Его, и чудо красоты,

Что зло вокруг помогут разогнать.

И легче, чем представить можем,

Он радость обрести поможет.

Не забывай о том, душа, скорбя,

Что Бог во всем хранит тебя.

***

От тягот жизни в этом мире

Одно лишь средство существует,

Всего одно святая вера,

Что все теченье нашей жизни,

Каким бы ни было оно печальным,

Во власти Господа оно.

Он все несчастья превращает в благо,

Нас приближая к высшей цели.

***

Быть вместе мало нам дано,

Так мало, милый,

Из нас кому-то суждено

Сойти в могилу.

Короткий путь! А вместе быть

Так славно было,

И без любви остаться жить

Одной нет силы.

 

Порою мысль ко мне придет,

И все осветит

За гробом счастье меня ждет,

С тобою встреча.

***

 

Псалом жизни

 

Не тверди в строфах унылых:

"Жизнь есть сон пустой". В ком спит

Дух живой тот духом умер,

В жизни высший смысл сокрыт.

 

Жизнь не грезы! Жизнь есть подвиг!

И умрет не дух, а плоть.

"Прах еси и в прах вернешься,"

Не о духе рек Господь.

 

Не печаль и не блаженство

Жизни путь: она зовет

Нас к труду, в котором бодро

Мы должны идти вперед.

 

Путь далек, а время мчится,

Не теряй в нем ничего.

Помни, что биенье сердца

Погребальный марш его.

 

На житейском бранном поле,

На биваке жизни будь,

Не рабом, а будь героем,

Закалившим в битвах грудь.

 

Не оплакивай былого,

О грядущем не мечтай,

Действуй только в настоящем

И ему лишь доверяй.

 

Жизнь великих призывает

Нас к великому идти,

Чтоб в песках времен остался

След и нашего пути.

 

След, что выведет, быть может,

На дорогу и других

Заблудившихся, усталых

И разбудит бодрость в них.

 

Встань же смело на работу,

Отдавай все силы ей.

И учись в труде упорном

Ждать прихода лучших дней.

Лонгфелло

(перевод И.А. Бунина)

***

Не говори, что прошлое мертво,

Хотя и осень наступила уж давно,

Хотя уже угасли краски дня,

И музыка замолкла для меня.

Внутри, хотя никто не знает,

Пережитое сохраняет

Всю власть и силу надо мной,

Ему послушен разум мой.

Влияет прошлое невольно

На все мои дела сегодня.

Как странно, что случайный взгляд

Воспоминаний будит ряд,

И пробуждает с новой силой

Все, что когда-то мило было.

***

Иные ропщут, если в жизни их,

Не омрачаемой ничем доселе,

Хоть тень возникнет горестей скупых,

Как маленькая тучка в небе.

Другие благодарностью ответят,

Коль Бог в великой милости Своей,

Мрак грустной жизни их осветит

Хоть отблеском своих лучей.

***

Христианство учит нас не только тому, что каждый из нас должен жить так, чтобы спасти свою душу, но что каждый должен также стремиться сделать для ближнего все, что в его силах. Мы не можем полностью в долж­ной мере следовать этому учению, так как сила силь­нейшего из людей в присутствии безграничной мощи и безграничной мудрости кажется слабостью, затмевают­ся самые зоркие глаза людей. По крайней мере, не каж­дый из нас может стремиться к высшему, так как свет и сила даются нам в качестве идеала. Но ни к чему друго­му стремиться не следует. Мы должны быть не только хорошими, но и сильными. Мы должны быть не только высоконравственными, но и мужественными. Мы дол­жны думать о возвышенном и понуждать себя. В Свя­щенном Писании не написано, что мы должны быть только простыми, как голуби. Там написано также, что мы должны быть мудрыми, как змеи. Опыт, не соеди­ненный с совестью, делает опытного человека в соци­альном плане диким зверем, который нападает на соро­дичей и поэтому должен быть изгнан. Мягкость и доброта, не соединенные с силой и решительностью, почти бессильны творить добро.

***

Тот, кто сделал добро, не должен об этом говорить, но если этим хвастают, добро теряет благородство... От­давайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам. Не доверяйте раздачу своей милостыни сомнительным по­средникам, иначе само деяние, которое апостол назвал "трудъ любве" (1 Сол. 1, 3), будет под сомнением. Своей собственной рукой творите то, что подсказало вам серд­це. Так вы познакомитесь с жизнью и нуждами бедня­ков созданий Христа.

***

Нет человека настолько бедного, чтобы он мог счи­тать себя таким. Мудрость в том, чтобы человек позво­лил Господу решать все за него.

Пусть и лицо твое просияет, как у Моисея, радуя других, но не любуйся собой, как перед зеркалом.

***

Истинная патриотическая любовь к Родине не быва­ет мелочной. Она великодушна. Это не слепое обожа­ние, но ясное видение всех недостатков страны. Такая любовь не озабочена тем, как ее будут восхвалять, а боль­ше думает о том, как помочь ей выполнить ее высшее предназначение. Любовь к Родине по силе своей близка любви к Богу. Любовь к своей Отчизне сочетает в себе преданную сыновнюю любовь и всеобъемлющую любовь отцовскую, часто трудную, и эта любовь не исключает любви к другим странам и всему человечеству. Во всех видах любви, которые выше простых инстинктов, есть что-то таинственное, и это же можно сказать о патрио­тизме. Патриот видит в своей стране больше, чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же вре­мя он знает, что много в ней остается такого, что уви­деть невозможно, так как это является частью величия нации. Хотя и видимы ее поля и города, ее высшее ве­личие и главные святыни, как и все духовное это сфера невидимого.

***

В самом слове "мужество" есть что-то, что говорит о почти неискоренимой любви к героическому в сердце человека. Но, может быть, самое истинное мужество это часто менее героическое, но более напряженное и деловое, чем мы склонны представлять. Это, главным образом, выполнение очень мелких дел, вся ценность которых в том, что делать их можно только с верой в Бога: скрывать свое настроение, не говорить ни слова о своих огорчениях, взять на себя ношу прежде, чем ее возьмут другие, прощать другим, но не прощать себе.

Для большинства из нас главное искушение это потеря мужества, главное испытание наших сил в монотонном ряде неудач, в раздражающей череде про­заических трудностей. Нас изматывает дистанция, а не темп. Двигаться вперед, выбирая правильный путь, про­бираться к слабо мерцающему свету и никогда не со­мневаться в высшей ценности добра, даже в малейших ее проявлениях это обычная задача жизни многих, и, выполняя ее, люди показывают, чего они стоят.

***

Он изучил высшее из всех искусств как вести себя по отношению к своим врагам. Враги у него, разумеет­ся, были, как у всякого сильного человека, живущего полной жизнью. Нельзя вести насыщенную жизнь, много работать и не возбуждать при этом в большей или мень­шей степени зависть, неприятие, клевету, презрение, вражду...

Ни от одного человека не требуется, чтобы он рав­нодушно переносил враждебное отношение. Мы должны охранять свою личность и репутацию свою и своего труда. Правда это не какая-то обезличенная вещь, и жизнь это не пьеса, где действуют абстрактные герои. Мы живем в мире, где взаимодействие добра и зла касается нас лично. Поэтому в нашей жизни возникают конфликты и вражда. Перед лицом диавольской вражды мы должны проявлять выдержку, терпение, показывать презрительное равнодушие, но никогда не должно быть покорного молчаливого согласия, а, наоборот, должна быть, по силам нашим, непримиримая брань. Все зави­сит от сути конфликта. Мы можем пострадать сами, но не можем позволить, чтобы страдала истина. Когда мы это осознаем и подчиняем этому свои личные чувства, не так трудно переносить враждебность. В человеке с сильной верой это вызывает решимость. Он идет своим путем среди мира, враждебного ему, как победитель... и, конечно, победит.

***

Чем дольше я живу, тем отчетливее понимаю, что главная разница между людьми сильными и слабыми, великими и ничтожными это энергия, непобедимая решимость, твердая цель, при которых и смерть победа.

***

Бдение и трезвение, какими бы трудными они пона­чалу ни казались, шаг за шагом становятся все легче и приятнее. Таинственным образом наша натура как бы раздваивается, остается все меньше желанных побед и больше добрых ощущений, чем достигается полное вла­дение собой. Насколько приятнее ехать на разгорячен­ной лошади, чем плестись на заморенной кляче, хотя это и требует больше сил и умения. В первом случае вы чувствуете под собой сгусток живой свободной силы, а в другом вынуждены пришпоривать тупого и безжиз­ненного раба.

***

Лучшая часть красоты та, которую внешне выразить невозможно.

***

Люди видели шипы на главе Иисуса,

а ангелы видели розы.

***

Многие знания о вещах божественных

сокрываются, когда вера мала.

***

Самопожертвование это чистая, святая, действен­ная добродетель, которая увенчивает и освящает чело­веческую душу.

***

Никогда человек не бывает так прекрасен, как во время молитвы о своем прощении или прощении другого.

***

Ликует Небесная Церковь, чье слово

Для нас любовь, а не только вера,

И пребывает торжеством в вечных пределах.

Люди там спрашивают друг друга:

"Ты любишь?", а не только что: "ты веруешь?"

И все пред алтарем Господним

Отвечают: "О, Боже, я люблю Тебя!"

Надежда может быть якорем, вера рулем,

А Любовь, Великая Любовь

Капитаном наших душ.

***

Храни меня от праведного гнева,

Ведь гнев к хорошему не приведет,

Вверх, вверх, к небесной чистоте

Мне помоги взобраться.

Таким же праведным я должен стать,

Как Ты. Твой образ я, Тобой задуман,

И потому грехи других я должен понимать.