Методика и программа преподавания курса

ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Составитель

Настоятель Макариев-Решемского

мужского монастыря

игумен Евмений

 

Основы нравственной психологии является годичным курсом и предназначен для обучения основам общения в ключе традиционных для России нравственных ценностей, сформированных под благотворным влиянием тысячелетней православной культурой.

Основной задачей курса является ознакомление с основами психологических знаний и претворением их в повседневную жизнь, развитие способности понимать и принимать себя, свое собственное я, умение строить искренние и продуктивные взаимоотношения с другими людьми, привитие нравственно-психологических навыков плодотворной жизни в обществе, при сохранении своей индивидуальности и свободы выбора. Особый акцент делает курс на воспитании целомудренных добрачных отношений, семейной педагогике, научении полноценным супружеским взаимоотношениям в противовес насаждаемым масс-культурой общечеловеческим чуждым для нашего народа ценностям.

Программа курса рассчитана на 2 года обучения (44 занятия) при периодичности занятий один раз в неделю[1].

Занятия курса проводятся в рамках беседы, не ставя жестких границ изучения исключительно темы, указанной в программе на конкретный день. Если к теме будет проявлен живой интерес, она может быть углубленнее раскрыта на следующем занятии. Методика курса предполагает живое общение с учащимися, создание общей благодатной атмосферы работы.

Одной из основных целей курса является научение учащихся одной из аксиом нравственной психологии: раскрытие понятий нравственной психологии это не набор знаний и правил, а научение образу жизни. Ни одна книга не может научить общению только практика, только живой и внимательный опыт.

Каждое занятие включает:

1. Лекцию-беседу по основной тематике занятия.

2. Обсуждение материала и ответы на вопросы.

При обучении мы затронем знания из разных областей, но основными будут нашими направлениями будут искусство коммуникаций, общая психология, конфликтология, психология публичного выступления, начала психотерапевтической помощи, безусловно, на основе православного вероучения и мировоззрения.

 

 

Краткое тезисное изложение

базовых положений программы

Нравственная психология наука, которая дает не только знания о психологии с позиций нравственности, но и помогает формированию нравственного по своей психологии человека.

Определим также, что мы будем понимать под психопатическим кругом и психопатическими отношениями. Психопатия происходит, в основном, по душевной немощи людей, когда не хватает душевных сил, когда нет возможностей стерпеть, нет внутренних возможностей смолчать, не хватает сил, чтобы прощать, тем более, не хватает сил, чтобы просто любить. Формирование душевно обессиленного человека происходит чаще всего в тот период, когда мать еще носит ребенка в утробе. В нашей книге мы коснемся этого явления и попробуем всмотреться в фундаментальную причину, которая порождает очень сложные и очень крепко закрученные отношения между родителями и детьми.

Мы будем исходить из того, что существуют две формы психопатий: явная, или открытая психопатия, и неявная, или скрытая психопатия. Явная, открытая психопатия имеет место в 25-30% семей и скрытая в 70% семей. Сегодня свободных от психопатических отношений семей, по-видимому, практически нет. В той или иной форме психопатический круг задевает всякую семью, всякие отношения между родителями и детьми, а затем усвоенный с детства определенный характер отношений между детьми и родителями, переносится сначала в супружество, в отношения между супругами, а затем и в личные отношения со своими собственными детьми. В результате постепенно, из поколения в поколение, происходит нарастание психопатического круга.

И чем более продолжается такое нарастание, тем глубже и тягостнее картина, которую сегодня в нашей стране мы наблюдаем в четвертом поколении.

Любая ссора, которая происходит между родителями и детьми, на самом деле является ссорой психопатического круга, его проявлением. Если человек никогда в жизни своей не ссорился, ни со своими детьми, ни с супругом, ни с родителями, тогда можно сказать, что он свободен от психопатического круга. Если хотя бы какие-то ссоры происходят или же внутренне человек переживает раздражение, возмущение, отторжение, ненависть к другому (не важно к кому) значит он находится в психопатическом круге.

В нашем курсе (во второй части, расчасовка занятий в представленной программе не приводится) мы будем говорить об искусстве человеческого общения.

Человеческое общение было названо французским писателем Антуаном де-Сент Экзюпери единственной настоящей роскошью. И не удивительно. Ведь наше общение с другими людьми, наши контакты, по наблюдениям психологов и социологов, занимают основную часть нашей жизни около 16 (!) часов в сутки. А умеем ли мы общаться, контактировать с другими, быть коммуникабельными? Умеем ли мы распоряжаться этой единственной драгоценной жемчужиной, которую даровал Бог нам,  разумным существам? Имя этой жемчужине слово. Словом, как известно, можно убить человека, а можно и наоборот окрылить, спасти, поднять из мертвых. Слово в человеческих устах самое главное оружие. И именно в наших руках, именно от нас зависит, чтобы это оружие не становилось грозой, не разрушало, не губило человеческие отношения, а было радугой на ясном небе этих отношений, соединяло сердца, вносило в них любовь, мир и радость общения. Вне Бога, вне Православия полноты такой радости обрести невозможно.

Чтобы научиться владеть словом, посредством которого мы общаемся с другими, прежде всего нужно научиться владеть собой, разобраться в себе, найти общий язык со своим собственным, подлинным, глубоким я. Поэтому прежде чем войти в контакт с другими, нужно научиться общаться с собой. А для этого предстоит проделать огромную работу нужно попытаться увидеть себя в единстве с миром и обществом, осознать свое, личное участие в общем потоке жизни  и гармонизировать отношения с собой и с миром. Человек единое целое, организм, которому присущи физические, а также психические функции. Этот целостный организм ведет единую жизнь в целостном мире, причем внутренний и внешний мир его также представляют собой единое целое.

Мир не просто меняется, он меняется принципиально и быстротечно. Мы живем во время коммуникаций. Наши сенсорные органы едва успевают запечатлевать все новые и новые понятия; среди привычных прессы, радио, телевидения быстро и надежно заняли места новые: INTERNET, факс, модем и др. Технические средства, развиваясь, ускоряют и делают более эффективными социальные коммуникации, но никогда не отменят их, оставаясь только инструментом. Ведь для того, чтобы играть на скрипке Страдивари, нужно иметь слух, нужно развивать его, нужно прежде всего быть музыкантом. Поэтому никакие INTERNETы, никакие виртуальные реальности не заменят нам человеческое сердце, ясный разум, данную нам Богом бессмертную душу эту единственную неповторимую скрипку, на которой человечество в общем, и все мы в частности, исполняем симфонию общения. И если человек  будет помнить об этом, он никогда не забудет о том, что вокруг, рядом с ним, находятся люди с такими же бессмертными душами, а внутри он сам. Поэтому наша цель научиться общаться глубоко, искренне, свободно, открыто, корректно. Важно научиться искусству помнить, что слово не только основное средство общения, это нежный росточек, который мы обязаны поливать каждый день и каждый час животворительной влагой любви, взаимопонимания, теплоты, душевности...

Лишь в таком случае оно вырастет в могучее, зеленолистое древо человеческого общения, под которым Великая сила Любви встретится с доверием, смирением, простотой, отсутствием всякого высокомерия, гордости, самонадеянности.

 


ПРОГРАММА КУРСА

ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Занятие 1. Переходный возраст.

Что происходит с человеком в переходный возраст. Принципиальные различия педагогического подхода к освещению вопросов пола в современном обществе и в курсе Нравственной Психологии.

 

Занятие 2. Как правильно выйти замуж.

Создание полноценной нравственной семьи. Подход к добрачным отношениям, понятиям семьи и брака в современном обществе и Нравственной Психологии.

 

Занятие 3. Психопатический Круг.

Вводное занятие по теме, Нравственная психология как наука, основанная на традиционных для нашего народа православных ценностях. Формы и методы работы с проблемой человеческого Я и межличностными отношениями в семье, дружеской среде, на работе. Опорные материалы для работы с Эго-структурой.

 

Занятие 4. Социология.

Цель процесса социализации, основными институтами которой являются семья и школа гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющие ему успешно функционировать в качестве его члена. Теоретически социализация должна служить развитию самосознания, в процессе ее человек должен освоить определенные общественные роли, выработать собственные ценности и ориентации, приводящие к личностному выбору деятельности.

 

Занятие 3. Сценарий жизни.

Есть три стратегии поведения ребенка: движения к людям, против них и от них.

Движение к людям сценарий угодника. 

Движение против людей агрессивный сценарий обвинителя.

Движение от людей сценарий разрушителя.

Зрелость есть умение пойти на риск, чтобы выбраться из тупика.

Сценарий жизни, благодаря неосознанному родительскому программированию, написан уже в первые годы жизни человека. Но следовать ли ему далее только наше дело.

 

Занятие 4. В поисках себя.

Локус контроля одна из важнейших характеристик личности и показывает степень независимости и активности человека в достижении целей, его ответственности за происходящее с ним.

Внешняя референция это опора не на себя, а на окружающих или на обстоятельства.

Внутренняя референция воспринимая информацию, человек сам решает, как поступить.

Единственная реальная опора и единственный оценщик развития человека он сам.

 

Занятие 5. Страдания и несчастья.

Страдания это переживание потенциального или уже нанесенного нашим ценностям вреда. Существуют терминальные (абсолютные) и инструментальные (относительные) ценности.

Чтобы покончить со страданиями, необходимо научиться отделять себя (диссоциировать) от объекта неудачи. События не бывают ни хорошими, ни плохими, такова только наша реакция на них.

 

Занятие 6. Актуализация.

Самоактуализирующаяся личность человек, способный полностью реализовать свой жизненный потенциал.

Самоактуализация возможна при условиях:

1. Стремление к полному бескорыстному переживанию каждого момента.

2. Контакт с собственным Я, а не ориентация на окружение.

3. Раскрытие собственных ограничений, понимание своих слабостей и смелость для их преодоления.

 

Занятие 7. Коммуникативные барьеры.

На каждом этапе коммуникации возникают барьеры, препятствующие ее эффективности.

1. Семантические (смысловые) барьеры могут вызываться социальными, культурными, психологическими причинами. Процесс человеческого общения может быть нарушен ошибками, недоучетом мировоззренческих, религиозных, политических, профессиональных и возрастных различий.

2. Страх перед глубоким общением.

3. Жесткость социальных ролей.

4. Жесткость и однобокость убеждений.

5. Самый мощный барьер неуважение к иным взглядам, нетерпимость.

 

Занятие 8. Карты и территории.

(Неодинаковость восприятия информации)

Каждый из нас постигает мир, пользуясь репрезентативной системой, которая развита у него сильнее других. Существует три системы визуальная (в зрительных образах), аудиальная (в звуках), кинестатическая (в ощущениях).

Помимо сенсорных существует еще одна система логическая или дискретная, где каждое слово является вполне конкретным символом.

Способность различать и использовать системы репрезентации дает возможность значительного увеличения эффективности коммуникаций.

Одно из основных препятствий в общении между людьми заблуждение о том, что все люди думают и чувствуют примерно одинаковым образом.

 

Занятие 9. Манипуляции.

Существует три состояния сознания в каждом человеке: Родитель, Взрослый, Ребенок. Единицей межличностного общения можно считать простой обмен репликами (стимул и реакция) трансакцию. Игра серия скрытых дополнительных трансакций, содержащих подтекст, ловушку.

Манипулирование отличается от игры тем, что представляет собой не одноразовую акцию, а систему, стиль жизни и даже мировоззрение. Основная причина манипулирования в неспособности большинства людей опираться в сложных ситуациях на собственные силы.

Якоря это слова, интонации, жесты, звуки, запахи, прикосновения, образы, т.е. любые визуальные, аудиальные, кинестатические и другие сигналы, возвращающие человека в прошлое, несущие определенную эмоциональную окраску.

 

Занятие 10. Маски и лица.

Люди делятся (по К. Юнгу) на экстравертов (ориентированных вовне, коммуникабельных) и интравертов (направленных внутрь себя, малообщительных).

Стили общения, классифицированные терапевтом В. Сатир: 1) Обвинитель (блеймер); 2) Угодник (плакатор); 3) Разрушитель (дистрактор); 4) Компьютер.

Лицедейство это искусство делать лицо.

Маски часто кажутся полезными, иные опасаются разлучиться с ними.

У каждого из нас может быть много масок, но только одно лицо.

 

 

Занятие 11. Наши эмоции.

Существует три коммуникативные стратегии эмоционального реагирования отрицательная, нейтральная и положительная.

Фрустрация переживание в связи с нереализованными желаниями, с неспособностью удовлетворения потребностей.

Агрессивность является следствием коммуникативного бескультурья.

Энергетический вампиризм один из видов эмоционального манипулирования.

Наши эмоции окрашивают события, явления или предметы в ложные цвета и мешают беспристрастному проникновению в их действительную суть.

 

Занятие 12. Искусство вести беседу

Аттракция искусство расположить к себе собеседника.

Для того, чтобы общение состоялось, нужно обладать довольно редким качеством умением слушать.

Нерефлексивное (пассивное) слушание помогает высказаться собеседнику без помех. Активное слушание предполагает большее участие в диалоге обеих сторон. Его задача дать более развернутую обратную связь. Способность к эмпатии сопереживанию, достижению резонанса с чувствами другого человека на эмоциональном уровне.

 

Занятие 13. Игра в слова

Человеку нельзя разрешить или запретить быть личностью.

Категоричность может служить верным показателем ограниченности.

Любое сильное давление воспринимается как принуждение и вызывает эффект бумеранга противодействие.

Самая эффективная тактика применение Я-посланий.

Разрешение могучий фактор достижения позитивных результатов.

 

Занятие 14. Коммуникативные понятия

Язык основной инструмент коммуникации. Человек, его язык и его сознание неразрывны.

Номинализация замена глагола отглагольным существительным. Эффективно используются в различных случаях.

Пропущенное условие, информация высказывание, не содержащее в себе указания на причину, по которой данное явление оценивается говорящим так, а не иначе.

Причинно-следственное связывание при помощи связующих слов воедино увязываются явления независимые друг от друга.

Пресуппозиции   скрытые предположения, в которых определенная информация не называется, а предполагается.

Метафоры слова, выражения, целые истории, употребленные в переносном смысле по ассоциации с основной темой.

Цитирование ссылка на авторитет или иной источник.

 

Занятие 15. Без слов.

Невербальные средства параллельный язык общения, элементами которого являются не слова, а мимика, жестикуляция, пространственные и временные рамки, интонационные и темпоритмические характеристики речи, символические коммуникативные знаки.

Неконгруэнтность коммуникативных приемов несовпадение с тем, что говорится.

Пантомимика язык жестов и поз.

Отзеркаливание копирование поз собеседника, характерно для людей, действительно находящихся в контакте друг с другом. Осуществляет функцию подстройки к состоянию собеседника.

 

 

Занятие 16. Без слов.

Мимика инструмент коммуникации, не менее эффективен, чем жесты. Дает богатую возможность для отзеркаливания.

Глаза  инструмент коммуникации, выражением которых человек редко бывает способен контролировать.

Параречевые характеристики выражают не смысл слов, а интонацию, темп, эмоциональную и стилистическую окраску речи.

Одежда как важнейший невербальный элемент общения.

Знаки как одно из важнейших невербальных средств коммуникации, несущих определенную информацию.

                                                         

Занятие 17. Пространство.

Здесь и сейчас  философский принцип, указание на то, что каждую минуту мы живем в определенном пространстве и времени.

Интимная зона в радиусе полуметра от человека.

Личная зона до 1,5 метров.

Социальная зона от 2 до 6 метров.

Публичная больше шести метров.

Существуют заранее запрограмированные, заякоренные пространства.

Физическая скученность людей выполняет важнейшую социальную функцию систему подавления личности.

 

Занятие 18. Время.

Умение структуировать время один из важнейших факторов успеха в коммуникациях.

Время показатель темпа жизни, ритма деятельности.

Система структуирования времени человеческого общения по Э. Берну :

 Уход (попытка спрятаться от людей и общения).

Времяпрепровождение совместные занятия без определенной цели и результата.

Ритуалы включают комплекс принятых в обществе хороших манер, задаются всегда социо-культурной ситуацией.

Игры межличностное общение, направленное на достижение определенного результата, обязательно предполагающее наличие скрытого мотива у одной из сторон.

Близость предполагает действительную искренность и открытость отношений.

Деятельность взаимодействие, предполагающее преобразование внешней реальности с целью достижения определенного результата.

 

Занятие 19. Временная ориентация.

По временной ориентации выделяется шесть типов сценариев.

1. Не раньше чем откладывание жизни и радости на потом.

2. А о последствиях ты подумал? оборотная сторона предыдущего сценария.

3. Вот всегда так получается прикрытие нежелания или неспособности предпринимать какие-либо усилия.

4. Без пяти минут демонстрация твердой решимости как предлог, чтобы отсрочить реальные действия.

5. Только не теперь (или Сейчас не до того).

6. Потом видно будет страх перед неизвестностью заставляет долго оставаться в нынешнем состоянии. Оправдание страха перед изменениями, нерешительности.

Время относительно. Оно зависит от человека.

 

Занятие 20. Конфликт.

Конфронтация коммуникативный перекресток, на котором, как правило, погибает истина.

Соглашательство (уступчивость) избегание конфликта.

Компромисс промежуточный стиль, своеобразный позиционный торг между партнерами, в результате которого снижается острота ситуации.

Сотрудничество конфликтная ситуация, в которой  участники могут занять позиции партнеров и мирно решить проблему.

Спорить нужно не с человеком, а с проблемой.

 

Занятие 21. Обычный гипноз.

Гипнозом является любая коммуникация между людьми.

Обязательным умением эффективного коммуникатора является:

а) понимание цели коммуникации;

б) умение установить информационный и эмоциональный контакт с партнером по общению;

в) обладать поведенческой гибкостью;

г) грамотно использовать речь и параречевые характеристики;

д) быть внимательным по отношению к реакциям партнера, его невербальному поведению.

 

Занятие 22. Среда обитания.

Группа это особый организм, в котором действуют законы гомеостатического равновесия, механизм поддержания некоего постоянного уровня, выравнивания отклонений, приспособления членов группы друг к другу.

Стремление к подчинению новичка носит название феномена группового давления.

Конформность   обозначает позицию члена группы по отношению к групповым нормам, степень его подчинения.

Руководитель социальная категория, связанная  с системой управления и подчинения в группе.

Лидер человек, который выдвигается стихийно, благодаря личным качествам, является центром межличностных отношений в группе и приводит свои решения, основываясь только на своих качествах и авторитете.

 

Занятие 23. Среда обитания.

Лидер является носителем важнейших ценностей в группе.

Две категории лидеров:

1) Харизматические.

2) Ситуативные.

Лидеры различаются по стилю: а) авторитарные (директивные); б) демократические (коллегиальные); в) попустительские (либеральные).

Способ принятия группового решения один из важнейших процессов для любой группы.

Мозговая атака решение принимается в ходе дискуссии.

Фасилитация суть ее в том, что присутствие и участие других в общей деятельности облегчает и ускоряет действие каждого члена группы.

Социометрия методика, описывающая ту или иную часть процессов, происходящих в группе.

 

Занятие 24. Испытание залом.

Выступление перед аудиторией остается важным средством общения. Форма общения с людьми, не монологичная, а диалоговая.

Контакт с аудиторией обязательное условие успешности выступления.

Визуальный контакт одна из непременных составляющих.

Общее впечатление от выступления оратора на 80% определяется началом и окончанием выступления.

Круглый стол самый оптимальный вариант общения со слушателями.

 

Занятие 25. Толпа.

Толпа простое скопление значительного числа людей, не имеющих жесткой организации и четко выраженных целей. Толпа стоит вне логики и интеллекта, неспособна осознанно выполнить ряд последовательных разумных шагов. Эффективность и быстрота заражения  (паника) один из основных законов существования толпы. Толпа отменяет индивидуальную волю, действует импульсивно, не подавляя своих рефлексов.

Конкретно-чувственный образ врага, виновного во всех бедах сильнейший стимул для действий толпы.

Популизм   состоит в претензии на знание кратчайшего выхода из кризисной ситуации для всех и от имени всего народа.

Эффект веника только связанные вместе соломинки обретают силу.

Слухи инструмент регуляции настроений толпы (нужная информация в нужное время обладает эффектом спички в сухом стоге сена).

Развитие средств массовой информации приводит к трансформации толпы в публику.

 

Занятие 26. Человек системы.

Каждый человек представитель системы, не только государственной, а и культурной, этнической, философской. Каждый человек пытается экспортировать элементы той системы, из которой вышел.

Образ мыслей, специфическая система социальных представлений и собственное понимание картины мира определенной группы людей, дающий возможность говорить о существовании различных типов национального или социального характера и психологии, называется менталитетом.

Социальная роль человека, принадлежащего к определенной группе, связанные с ней социальные ожидания.

Групповой фаворитизм означает принадлежность к определенной группе.

Потеря принадлежности к "своей" группе, сопровождающаяся социальной деградацией, называется маргинализацией.

Общественное мнение, являющееся важнейшим фактором формирования и исследования групповых интересов и выступающее одновременно основным центром приложения усилий политиков, правительства и средств массовой информации.

 

Занятие 27. Человек системы.

Государства делятся на системо- и персоноцентристские (по критерию отношения к человеку).

Система это признание или отрицание частной собственности человека на себя.

Тоталитарная регламентация всех сторон жизни человека как отличительная черта системоцентристской модели.

Социальный контроль механизм, который служит стабильности и саморегуляции системы и обеспечивает нормальное взаимодействие различных элементов системы.

Юмор как  один из важнейших аспектов коммуникаций между системой и человеком.

 

Занятие 28. Возможность выбора.

Структура общества определяется степенью свободы социальных связей, их интенсивностью, характером и принципами. В нашей стране, в основном, эти связи разрушены.

Один из основных механизмов разрушения социальных связей отчуждение человека от самого себя.

Нравственность есть там, где есть свобода выбора.

За последние годы у людей появилась альтернатива, свобода самостоятельного выбора, но, увы, многие, так и не научились пользоваться этой свободой.

Самые значительные в жизни человека изменения, изменения его самого и его отношений с миром происходят в процессе человеческого общения, т.е. с помощью коммуникативного общения.

Жизнь человека это постоянный выбор.   



[1] В настоящей программе представлены 19 занятий ввиду того, что доработка дальнейшего направления программы будет осуществлено по мере восприятия учащимися ранее преподанных частей.